Эксперты прогнозируют дальнейшую девальвацию доллара по отношению к евро, но он вряд ли потеряет статус мировой резервной валюты

Американский доллар взял на себя роль доминирующей мировой резервной, платежной и расчетной валюты с момента прекращения действия «золотого стандарта» в 1971 году и долгое время рассматривался как надежное убежище для инвесторов в периоды неопределенности по отношению к другим альтернативам. Но с тех пор как Дональд Трамп пришел к власти в США, он начал использовать доллар также в качестве инструмента политического влияния и поэтому в Евросоюзе, Китае, России, Великобритании и Японии уже широко распространены разговоры о «свержении» американской валюты посредством дедолларизации активов, более широкого использования национальных денежных единиц в торговых отношениях, а также применения новых банковских платежных механизмов и цифровых валют.
«К примеру, Евросоюз начал настаивать на усилении международной роли евро, но превращение в серьезную резервную валюту требует больших, глубоких и ликвидных рынков капитала, надежной инфраструктуры облигаций, особенно государственных, и большой экономики, которая интегрирована в мировые рынки. Но ЕС полон решимости в этом направлении и его главная инициатива связана с Ираном. В частности, он пытался создать способ для своих банков и компаний торговать с Исламской республикой через Instex (платежный механизм, созданный Великобританией, Францией и Германией при поддержке Европейской комиссии, – ред.) в обход санкций США и без использования SWIFT», – рассказывает Лин Си Ян, британский банкир и экономист.
Россия также попыталась сократить долю доллара в своих резервах до 24%, только 60% ее экспорта рассчитывается в долларах США, а 40% контрактов на продажу нефти деноминированы в евро. Можно сказать, что Китай добился хороших результатов и его достижения носят глобальный характер. Китайские прямые иностранные инвестиции в основном в юанях, он оплачивает 15% своей внешней торговли в юанях, а пятая часть европейской торговли с Китаем также рассчитывается в юанях. Китай уже подписал соглашения о валютном свопе с более чем 60 странами.
«Сегодня на «юаньский блок» приходится 30% мирового ВВП и уступает он только доллару США (40%). Китай открыл свой рынок облигаций на 13 трлн долларов США (второй по величине в мире), на который приходится 51% всех облигаций, выпущенных в странах EME (страны с развивающейся рыночной экономикой, – ред.). Кроме того, юань является одной из самых стабильных валют в мире с середины 2016 года. Его реальный обменный курс по отношению к корзине валют торговых партнеров с учетом инфляции вырос за последние четыре года всего на 0,2%. Стабильность юаня отчасти обусловлена валютными резервами КНР с середины 2016 года на уровне 3,1 трлн долларов США», – отмечает Лин Си Ян.
А вот Даглас Тейн, американский финансовый эксперт сомневается, что в ближайшее время появится мощный конкурент американской валюты.
«Если взять евро – вторую наиболее широко используемую валюту в операциях на рынке FOREX и в активах центральных банков, то здесь отрицательно влияют проблемы политической нестабильности после решения Великобритании покинуть Европейский Союз, а также сильно различающиеся экономические статусы между странами-членами сообщества. Несмотря на то, что Китай стал крупным финансовым центром и представляет собой вторую по величине экономику мира после США, его валюта подлежит государственному контролю и составляет менее 2% активов центральных банков по всему миру. Криптовалюта, безусловно, завоевала огромную популярность среди трейдеров, но именно по причинам, которые делают ее привлекательной, она вряд ли заменит доллар США в ближайшее время. Главным образом, из-за волатильности. Стоимость биткойна может резко измениться в считанные минуты, и это нанесло бы огромный ущерб глобальной торговле», – приводит свои аргументы Даглас Тейн.
По его мнению, существует множество причин, по которым доллар США останется мировой резервной валютой в обозримом будущем.
«В настоящее время более 90% иностранных бирж связаны с долларом США. Более 60% валютных резервов мировых центральных банков деноминированы в долларах США. Мировые цены на нефть, золото и другие товары также указаны в долларах. США являются крупнейшей экономикой в мире и относительно стабильными как в политическом, так и в экономическом отношении. Поэтому любой переход на альтернативную валюту будет разрушительным не только для США, но и для большинства других стран», – уверен Даглас Тейн.
Аналитики французского инвестиционного банка Société Générale говорят, что превосходство экономики США по сравнению с остальным миром позволяло многие десятилетия привлекать капитал от инвесторов, стремящихся максимизировать прибыль. Но экономический кризис, вследствие пандемии коронавируса радикально изменил ситуацию.
«В 2018/2019 году рост ВВП США был на 1% выше, чем в еврозоне, что стимулировало рост доллара. Краткосрочная перспектива менее ясна из-за пандемии COVID-19. Мы думаем, что в ближайшее время еврозона будет расти быстрее, чем США. Однако темпы снижения курса доллара могут быть медленными: прогнозируем, что курс евро к доллару составит 1,13 к концу 2020 года, 1,14 к концу первого квартала 2021 года и 1,16 к середине 2021 года», – утверждает Кит Джукс, глава Global FX Strategy в Société Générale.
В свою очередь, эксперты Julius Baer повысили свой прогноз по паре евро/доллар.
«Экономические данные по США и Европе подтверждают, что после ослабления карантинных мер рост по обе стороны Атлантики возобновляется с одинаковой скоростью. Бюджетно-налоговая поддержка в Европе по своим объемам догоняет меры, принятые в США, что поддерживает курс евро по отношению к доллару США. Мы пересматриваем наш трехмесячный прогноз по паре EUR/USD до 1,14», – говорит главный валютный стратег Julius Baer Дэвид Коль.
Он отмечает, что новые экономические данные указывают на то, что «восстановление экономики после ослабления карантинных мер в США и Европе происходит гораздо быстрее, чем первоначально предполагалось».
А вот аналитики Bank of America вообще уверяют, что слабость американской валюты уже исчерпала себя и доллар будет расти по отношению к евро: до 1,02 за евро по итогам второго квартала 2020 года, но затем прогнозируют небольшую девальвацию до 1,05 за евро к концу текущего года.
Марк Хэфеле, директор по инвестициям Global Wealth Management в UBS AG считает, что преимущество в процентной ставке, которое ранее поддерживало доллар США было подорвано ослаблением денежно-кредитной политики со стороны Федеральной резервной системы (ФРС), которая оказалась более агрессивной по сравнению с другими центробанками мира.
«На США также может повлиять политическая неопределенность в преддверии президентских выборов в ноябре 2020 года», – добавляет Хэфеле. – «Мы полагаем, что инвесторам следует ориентироваться на девальвацию американской валюты, и эта тенденция, похоже, уже наблюдается».
По мнению Валентина Маринова, главы G10 FX Research&Strategy в Crédit Agricole, шансы Дональда Трампа на переизбрание выглядят не такими убедительными после кризиса вследствие пандемии коронавируса.
«Единственными действующими президентами со времен Второй мировой войны, которых не переизбрали на второй срок были Джеральд Форд, Джимми Картер и Джордж Буш-старший. И тогда экономика США также демонстрировала спад накануне президентских выборов. Важно подчеркнуть, что доллар США значительно выиграл от политики Дональда Трампа, состоящей из агрессивного налогового стимулирования внутри страны и торгового протекционизма за рубежом. Это может закончиться, если будет избран президент от демократов», – прогнозирует Маринов.